Оренбургский пуховый платок - два, или солдат войны – солдат правопорядка

В своё время, в семидесятые годы ушедшего века, в городской газете Серпухова, был опубликован очерк старшего следователя следственного отделения Серпуховского ОВД Владимира Никитовича Шашкова «Оренбургский пуховый платок» о большом уголовном деле, в расследовании которого он принимал активное участие. В очерке Владимира Никитовича было рассказано в основном о деятельности преступной группы, похищавших суровые нити на Серпуховских ткацких фабриках и сбывавших их Оренбург.

В публикуемом очерке «Оренбургский пуховый платок –два» автор рассказывает о тех, кто смог раскрыть замаскированное хищение народного добра и в первую очередь о роли начальника ОБХСС Сергея Александровича Рагузова, его личности, тем более, что к великому сожалению, он, а также Шашков В.Н. и Фёдоров В.Е. несколько лет назад ушли из жизни, оставив о себе добрую память.


Светлой памяти моего друга, офицера-фронтовика,верного сына России, Человека сбольшой буквы, полковника милицииСергея Александровича Рагузова,посвящается.

Светлой памяти моего друга, офицера-фронтовика,

верного сына России, Человека с

большой буквы, полковника милиции

Сергея Александровича Рагузова,

ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК – ДВА, ИЛИ СОЛДАТ ВОЙНЫ – СОЛДАТ ПРАВОПОРЯДКА

(Из доблестных будней Серпуховской милиции)

С городом Серпуховым, стоящим на юге Московской области, на слиянии трёх рек – многоводной широкой Оки и её двух притоков быстрой Протвы, впадающей в неё возле деревни Дракино, где петух поёт сразу на три области – Московскую, Тульскую и Калужскую и Нары, впадающей в Оку на окраине города, связаны самые лучшие годы моей личной жизни и служебной деятельности на про­тяжении двадцати одного года, промелькнувших как один солнечный день.

Поэтому, этот город, наряду с Люберцами, где жил с 1935 года и в далёком послевоенном 1946 году закончил школу, затем волею судьбы, был переведен по службе в этот город в 1975 году, где так же, как и в Серпухове, руководил следст­вием местного отдела внутренних дел, а выйдя в отставку, много лет трудился в Российской адвокатуре, по праву считаю своей малой Родиной, т.к. родом из славного города Ржева, стоящего у ис­токов Матушки – Волги.

Серпухов – зелёный город с богатой историей, его украшают древние рус­ские монастыри и церкви, здесь находится замечательный музей со многими картинами известных русских художников.

Напротив старого помещения отдела внутренних дел на улице Театральной, ещё с доре­волюционных времён, располагается культурный центр города – замечательный местный театр, которым многие годы руководил интереснейший человек, влюб­лённый в искусство и свой театр – покойный Борис Алексеевич Камчатов.

Сейчас в театре своя перспективная молодёжная труппа, в те же, ушедшие в прошлое семидеся­тые и восьмидесятые годы двадцатого столетия, в театре стара­ниями Бориса Алексеевича выступали цвет советской эстрады  и культуры того времени – Майя Кристалин­ская, оркестр Эдди Рознера, симфонический оркестр под управле­нием известней­шего дирижёра Государственного Большого театра, народного артиста  СССР Натана Рахлина и незабываемая,  любимая всеми Людмила Зыкина, со своим коронным номером «Оренбургский пуховый платок».

В послевоенные годы в Серпухове были построены несколько крупных предприятий министерства среднего машиностроения, имевшие отношение к обо­роне страны и развитию космической отрасли, а до этого он входил в известный текстильный треугольник Московской области, к которым в первую очередь также относились Орехово-Зуево и Воскресенск.

В Серпухове и районе в те времена работали на полную мощность несколько ткацких фабрик, такие как «Красный Текстильщик» и «Занарская ткацкая фаб­рика», продукция которых поставлялась на известную за пределами страны 2-ю Ситценабивную фабрику, ткани которой не только расхватывались столичными модницами, но и пользовались большим спросом во многих зарубежных странах, особенно в Индии  и Ближнего Востока.

Не редко на этих предприятиях совершались мелкие, а порой и крупные хи­щения как суровых тканей, так и готовой продукции, предназначавшейся для отгрузки в торговую сеть многих городов Советского Союза,

По этой причине забота о сохранности государственной собственности на этих предприятиях постоянно находилось в поле зрения подразделения по борьбе с хищениями государственного и общественного имущества, или сокращённо ОБХСС.

Длительное время руководил этой важнейшей службой милиции в прошлом опытный следователь, кристально честный и высоко порядочный человек, мой большой друг и коллега, прошедший дорогами войны с дивизионом противотанко­вой артиллерии от Сталинграда через освобождение Крыма и города Героя русской славы – Севастополя, встретившего День Победы в Восточной Пруссии, подполковник милиции Сергей Александрович Рагузов, скончавшийся несколько лет назад.

О личности моего друга лучше всего говорит такой эпизод в самом конце войны. Отец Сергея Александровича – Александр Фёдорович, опытный с дореволюционным стажем земский врач Серпуховского уезда, всю Великую Отечественную войну руководил крупными госпиталями и в самом конце войны, также, как и его сын Сергей, оказался в Восточной Пруссии, где их свела судьба и фронтовые пути-дороги.

Отец, обеспокоенный судьбой дорогого  человека, предложил ему по­мощь для перевода в штаб фронта, опасаясь, что он может погибнуть в последние дни и даже часы страшной войны. По человечески отца можно понять.

Молодой грардии старший лейтенант - артиллерист решительно отказался от предло­жения отца, заявив, что он не бросит своих солдат и до победного конца будет с теми, с кем прошёл всю войну и веривших своему командиру.  

В середине семидесятых годов прошлого века в ОБХСС Серпуховского ОВД стали поступать сиг­налы, что на  фабриках «Занарской» и «Красный текстильщик» совершаются в большом объёме хищения суровых ниток, из которых вырабатывается суровая ткань, в дальнейшем после обработки на ситценабивных фабриках, становящейся законченной готовой продукцией.

Это первоначально вызвало сомнение даже у опытных оперативных работ­ников, т.к. ранее подобные кражи не наблюдались.    

Однако, решили более тщательно проверить сообщения о хищении суровых ниток и выяснилось, что они в большом количестве отправляются посылками и с нарочными в город Оренбург.

Начальник ОБХСС во всех сложных случаях лично организовывал и прово­дил оперативные мероприятия для разоблачения преступников, тем более,  мно­гое говорило, что тут, вероятнее всего, действует хорошо организованная преступ­ная группа. Сергей Александрович вместе с оперативными работниками составил первоначальный план мероприятий для выхода на расхитителей,  под кодовым на­званием «Оренбургский пуховый платок», который в частности, предусматривал установление расхитителей, их связи, способы хищений и каналы сбыта ниток.

В соответствии с планом было предусмотрено проведение негласного на­блюдения во всех почтовых отделениях города и района за отправкой партий посылок в г. Оренбург.

На первоначальном этапе ещё не было понятно назначение похищенных су­ровых ниток и отправку их в Оренбург и только в дальнейшем, в процессе расследо­вания выяснилось, что интуиция оперативников, давшим кодовое название операции, попала, что называется, в точку.

В Оренбурге и его окрестностях кустари – одиночки в большом количестве изготавливают знаменитые оренбургские пуховые платки, о которых пела Люд­мила Зыкина.

Оказалось, что, по технологии для изготовления этих ценных  платков необходимы, в качестве основы, в большом количестве суровые нитки, которые, как полуфабри­кат, в торговую сеть для продажи населению, не поступали.

Как говорится, природа не терпит пустоты, чем воспользовались подпольные дельцы и расхити­тели, организовав «снабжение» кустарей суровыми нитками, подменив в этом во­просе государство, плановая экономика которого не предусматривала обеспечение кустарей продукцией, необходимой для выработки пуховых платков.


image004.jpg


О планах по разоблачению расхитителей ценного сырья Сергей Александро­вич, как обычно, при подготовке к реализации серьёзных оперативных материалов, конфедиционально ознакомил меня и старшего следователя следственного отделения Серпуховского ОВД Владимира Никитовича Шашкова, в будущем гене­рал-майора милиции, заместителя начальника Управления по политико-воспита­тельной работе (УПВР) МВД СССР, а затем главным редактором журнала «Совет­ская милиция, которому предстояло возглавить группу следователей для расследо­вания этого дела. 

Шашков и старший оперуполномоченный ОБХСС капитан милиции Николай Александрович Завалий составили предварительный план совместных неотложных следственных действий и оперативных мероприятий после возбуждения уголовного дела.

Негласное наблюдение за почтовыми отправлениями вскоре дало ожидаемый результат.

В почтовое отделение Занарского микрорайона города поступила большая партия однородных посылок, отправляемых жителем г. Серпухова одному и тому же получателю в Оренбурге.

К этому времени уже было возбуждено уголовное дело о хищении государ­ственного имущества, что позволило процессуально оформить вскрытие и осмотр посылок, в которых находились бобины с суровыми нитками. Одновременно в почтовом отделении была изъята документация на  эту  партию посылок и тут же проверено, были ли ранее отправления посылок тому же получателю в Оренбурге, что и данная партия посылок.

Оперативные работники и следователь не ошиблись и действительно в поч­товом отделении была обнаружена изъята документация на отправку ранее посылок с указанием их веса  тому же получателю в Оренбурге, что было крайне важно для установления масштаба деятельности расхитителей.

Из обнаруженных посылок, были изъяты образцы бобин суровых ниток для последующего назначения комплексной товароведческой и химической экспертиз для идентификации с нитками, используемыми для изготовления суровых тканей на Серпуховских ткацких фабриках.

По обнаружению посылок было принято решение о направлении их, естест­венно, под нашим контролем, получателю в Оренбург, чтобы его и посылки задержать в момент  их получения там на почте.

После допроса почтовых работников, принимавших посылки в Серпухове, у них были взяты подписки о неразглашении тайны следствия.

В тот же день был немедленно произведен тщательный обыск у отправителя посылок, оказавшегося кладовщиком одной из ткацкий фабрик города Климовым, для которого он явился полной неожиданностью.

Результаты обыска превзошли ожидания работников милиции, т.к. у Климова – отправителя посылок и кладовщика, в доме и гараже была обнаружена большая партия бобин, предназначенных для оправки соучастникам хищений в Оренбург.

Под давлением неопровержимых доказательств Климов вынужден был при­знаться в хищении на протяжении длительного времени с участием  целой группы преступников  в большом количестве суровых ниток, не только на фабрике «Красный текстильщик», где он работал, но и на «Занарской фабрике», а весь сбыт похищенного шёл через него, т.к. получателем посылок в Оренбурге была его родственница.

Климов был арестован, на его имущество и всю входящую и исходящую кор­респонденцию наложен арест.

На следующий день Шашков и Завалий вылетели в Оренбург для проведения на месте необходимых следственных и оперативных мероприятий и выявления всех участников преступной группы, занимавшихся длительное время хищением и сбытом суровых ниток, поступавших из Серпухова.

В этом им необходимую помощь оказали коллеги оренбургской милиции, у которых также были сигналы о сбыте суровых ниток кустарям, изготовлявшим пу­ховые платки.

Через несколько дней посылки с нитками, отправленные Климовым при их получении его родственница Валентина Степанова была задержана, а посылки изъяты.

При обыске у Степановой было обнаружено большое количество суровых ни­ток, которые она не успела реализовать, а также список перекупщиков ниток и. кустарей, кому они сбыва­лись.

Понимая, что запирательство ни к чему не приведёт, Степанова дала развёрну­тые показания об обстоятельствах хищения ниток и  назвала других лиц, причастных к преступлению и там же в Оренбурге она был арестована, а в дальнейшем до рассмотрения судом уголовного дела, во избежание контактов с Климовым, содержалась в следственном изоляторе в Оренбурге.

Помимо непосредственных участников хищения суровых ниток к уголовной ответственности были привлечены скупщики заведомо краденого государственного имущества.

Параллельно с  работой Шашкова и Завалия в Оренбурге старший следователь майор милиции Виктор Евлампиевич Фёдоров, в будущем полковник, начальник УВД города Дубны Московской области, и оперативные сотрудники  занимались выявлением участников преступной группы на фабриках «Красный текстильщик» и «Занарской», похищавших суровые нитки.

В результате большой, настойчивой и кропотливой согласованной работы следователей и оперативных работников при непосредственном участии Сергея Александровича Рагузова, была раскрыта и обезврежена устойчивая преступная группа расхитителей государственного имущества, действовавшая на ткацких предприятиях Серпухова и каналы сбыта похищенного в г. Оренбурге.

Общий, установленный расследованием ущерб, причинённый государству, составил свыше трехсот тысяч рублей при цене в то время автомашин «Лады» первой модели 5500 руб., а «Волги» порядка восьми – девяти тысяч рублей.

Были выявлены причины и условия, при которых длительное время безнаказанно разворовывались государственные ценности, приняты действенные меры для их устранения  и виновные в этом руководители фабрик понесли наказание в дисциплинарном порядке, вплоть до увольнения с занимаемых должностей.

Все привлеченные по делу участники преступной группы в количестве более десяти человек были осуждены судом к различным срокам лишения свободы и иным видам наказания в зависимости от степени участия каждого из них в преступлении, а также государству в значительной мере был возмещён причинённый материальный ущерб.

Следователи и оперативные работники Серпуховского отдела внутренних дел были поощрены приказом Начальника ГУВД Московской области, а Сергей Александрович вскоре был повышен в должности и назначен заместителем начальника Чеховского отдела внутренних дел Московской области, где он также добросовестно трудился до выхода в отставку,  ему, как участнику Великой Отечественной войны, присвоено сверх должностного потолка звание «полковник милиции».

Рассказанный эпизод – один из многих успешного под руководством  Сергея Александровича Рагузова разоблачения сложных замаскированных хищений государственного и общественного имущества.

Вся жизнь Сергея Александровича Рагузова – был бесконечный бой. Также, как с мужеством и отвагой, не щадя себя, он громил фашистских захватчиков, изгоняя их с Родной земли, так и в мирное время  самоотверженно боролся с расхитителями государственной и общественной собственности,  всеми теми, кто мешал спокойной жизни советского народа.

(Фамилии участников преступной группы изменены)

Подполковник милиции в отставке, в 1963 – 1975 г.г.
заместитель начальника Серпуховского отдела
внутренних дел Московской области по следствию,
ветеран МВД СССР и адвокатской палаты Московской области,
почётный адвокат 

Э.И. Эзрохи


3 Марта 2022