Мошенники – искусные манипуляторы, действующие стремительно и напористо, их цель – дезориентировать, заставить нервничать, волноваться и лишить человека способности здраво мыслить.
Сегодня наиболее распространенная схема обмана выглядит так: злоумышленники, представляясь сотрудниками банка, налоговой инспекции или иных государственных структур, звонят, пишут в мессенджерах или отправляют СМС-сообщения. В ход идут актуальные поводы, такие как «блокировка счета из-за подозрительной активности» или «проверка безопасности». Жертву убеждают сообщить код из СМС, после чего звонит фальшивый сотрудник ФСБ/МВД/Банка России, утверждая, что код попал к преступникам, и человека убеждают перевести деньги на «безопасный счёт».
В последнее время участились случаи, когда аферисты звонят от имени сотрудников военкоматов, используя предлоги вроде «актуализации данных» или «ознакомления с повесткой через электронный Реестр воинского учета» (через Госуслуги), и пытаются выманить коды из СМС для получения доступа к аккаунтам на портале Госуслуг. Учитывая эмоциональную уязвимость темы воинского учета, этот вид мошенничества становится мощным инструментом манипулирования.
Важно помнить:
- Государственные службы никогда не запрашивают личные данные по телефону!
- Вход в Единый реестр воинского учета не требует кодов подтверждения или дополнительных проверок!
- Легитимные звонки от военкоматов и других государственных органов носят исключительно информационный характер и не предполагают немедленных действий. Официальное взаимодействие с гражданами осуществляется посредством бумажных или электронных повесток, телефонные звонки юридической силы не имеют!
- Сотрудник полиции может позвонить гражданину только для приглашения в отделение!
Несмотря на то, что мошенники используют технологии подмены номеров, имитируя реальные входящие вызовы, обмана можно избежать! При малейшем сомнении, положите трубку и самостоятельно перезвоните в организацию, от имени которой поступил звонок – НО НЕ ПО ТОМУ НОМЕРУ, С КОТОРОГО ВАМ ЗВОНИЛИ!
- Если это банк – телефон контакт-центра указан на оборотной стороне вашей банковской карты.
- Если это Федеральная налоговая служба России – телефон Единого контакт-центра ФНС России: 8-800-222-2222; телефон Межрайонной ИФНС России № 11 по г.о. Серпухов: +7 (4967) 75-70-36 (доб. 35409).
- Если это военкомат – телефоны Военного комиссариата г.о. Серпухов: +7 (4967) 35-57-86, +7 (4967) 79-00-37, +7 (4967) 37-72-92.
- Если это Пенсионный фонд – телефон Единого контакт-центра взаимодействия с гражданами: 8 (800) 100-00-01.
- Если это соцзащита – короткий номер Окружного управления социального развития: 122-6.
И самое главное – если при разговоре с незнакомцем вы чувствуете давление и растерянность – немедленно прервите разговор!